Во всём виновата
Итак, мы доигрались до финала. И снова здравствуйте, господа, я и мои тапки сорок последнего размера опять с вами!
Так как речь идёт уже о финале, обзор я буду писать несколько иначе. Подразумевается, что мы уже не выбираем тексты, которые вволю поиграют в финале, а определяем лучшего. Поэтому я поговорю о текстах, а не о словах. Попытаюсь выразить, что вынесла из того или иного фика, как его поняла, что в нём увидела.
В обзоре будут фики обеих групп. Порядок обзора – по порядку, сначала фик группы А, потом фик группы Б.
Так как рассказы группы Б не стали ни хуже, ни лучше с того момента, как я их читала, мои претензии и похвалы, высказанные им, остаются в силе.
1. Как Волдеморт ходил на ёлку
читать дальшеОчень по-роулинговски, как мне кажется. Поттериана написана с использованием архетипов, и хотя многие из них и вывернуты наизнанку, тут важнее то, что они использованы, и в тексте задекларировано, насколько они важны. И кстати, эти самые архетипы играют злые шутки не только с читателем, но и с персонажами. Например, первым из Мародёров, кого начинают подозревать в предательстве, становится Люпин, потому что он оборотень.
Автор этого рассказа выворачивать архетипы не стал, но поиграл с ними изрядно. Лично для меня именно архетипы сделали эту историю сказочной – не в смысле «мне сказочку рассказали», а в смысле «вижу магический мир». Архетипы окрасили мир рассказа в цвет волшебства, и это здорово.
При этом нет домысливания целой бездны отсутствовавших у Роулинг реалий, напротив, всё вписано в канон. Сказки барда Бидля оказались не такими уж сказками, многие моменты магического мира узнаваемы из маггловских сказок. Автор идёт дальше, логически продолжая эту цепочку.
Поверить в самое невероятное, отнестись к нему серьёзно – наверное, это могут только волшебники. Их серьёзное отношение и мастерство автора превращают сказку с примитивным (до архетипического, ага) сюжетом в яркую, живую, достоверную историю. Сказочную, да. Но от этого не менее глубокую.
Из тапок: Медоуз зовут Доркас, Рождество наступает не в полночь, а с первой звездой, а пунктуацию жалко. И название поменять, не в кассу.
33. Вы хотите поговорить об этом?
читать дальшеРассказ о том, как Дамблдор-портрет пытается работать психотерапевтом. С одной стороны, психотерапевт из него не лучше, чем педагог, с другой – жизненный опыт всё же не пропьёшь. К тому же, мне показалось важным, что интриги Дамблдора стали успешнее, когда он отбросил звериную серьёзность и стал относиться ко всему беспечнее.
Наверное, чувство меры всё же – полезная штука. Ведь Снейпа вытаскивают «из ракушки» не пафосные философические рассуждения, а веселье и шутки. Да и Поттер расхулиганился именно тогда, когда перестал смотреть на мир насупленным взором.
И всё же мне показалось, что рассказ не о том, что смех спасёт мир, а о том, что для нахождения общего языка надо как минимум раз поговорить. Очевидная мысль, которая, тем не менее, слишком для многих является страшной тайной. К сожалению.
2. Шарманщик
читать дальшеЛично мне тут всё же не хватило подоплёки – почему всё именно так случилось. Потому что от того, что же произошло, зависит оценка ситуации. Вывернуть же всё можно и так, что Снейп на самом деле приносит Гарри не совсем добро. Или думает, что делает хорошо, а на самом деле приносит вред.
Мне рассказ не показался ориджем. Просто масштабное АУ. И очень вхарактерный Снейп: он не пытается любить Гарри, он пытается его сберечь. Не сильно заботясь о моральном воспитании и всё же давая ребёнку любовь. Столько, сколько может. Очень правдивый северитус на самом деле.
Конечно, если ориентироваться на канон, то всё очень грустно, потому что от стихийных выбросов магии Гарри никуда не деться, и вообще неизвестно, что будет дальше. Но если просто читать рассказ, делая вид, что АУ коснулось некоторых канонических реалий – или что Северус пренебрегает этой опасностью, защищая Гарри от опасности более реальной – это не имеет такого уж значения.
Кажется, рассказ о том, что даже Северус, изначально не любящий Гарри, начиная заботиться о нём, рано или поздно начнёт его любить – как умеет, конечно. Ради спасения ребёнка Снейп жертвует многим (правда, непонятно, почему при этом он оставляет себе редкое имя Северус, если Гарри ищут), и хотя Гарри с ним, несомненно, несладко, более благополучная в материальном плане жизнь с Дурслями всё же, имхо, была более несчастной.
Нет, не могу сформулировать полностью всё то, что думаю об этом тексте. Он очень глубокий и очень яркий. Провисы есть, но они не имеют значения для этого текста. Он просто не о том.
Автор, спасибо большое.
34. За час до полуночи
читать дальшеЯ сейчас об этом фике со всеми подружками разговариваю, так интересно
И я пока, кажется, одна, кто видит в нём сплошную гармонию.
Для меня текст скорее стал христианским, чем сказочным. И чудо произошло не потому, что было нужно Джорджу, а именно благодаря суете остальных людей. Гарри, Гермиона и Рон старались, искали, готовы были заплатить – и заплатили – за чудо для Джорджа, и даже незнакомый человек хочет, чтобы у них всё вышло. Аналог молитвы, которая услышана в первую очередь потому, что просят искренне и горячо. Настолько горячо, что когда Гермиона понимает, что «не получилось», для неё существует только это, она не видит, что Джорджу хорошо, то есть цель достигнута, она слишком зациклилась на своей «молитве».
Заставляет подумать о друзьях, вообще о тех людях, кто вокруг нас. Когда Джорджу так плохо, что он фактически зависает между бытием и небытием, впадает не в уныние даже, а просто в не-существование, он сам не может себе помочь. Может, в том числе и потому, что он привык опираться, прежде всего на Фреда – который опирается на него. И вот тут-то и появляются друзья.
Мне не показалось важным, кто такие незнакомцы. Меня зацепило только, когда Гермиона «разряжает» артефакт. Она что, считает, что разрядить его в пустоту лучше, чем вернуть силу тому дядьке, который им помог? Почему? Сначала я было подумала, что это так проявляется «эффект несрабатывания», но ведь Гермиона уже знает, что оно не сработало, значит, «разряжает» артефакт в пустоту просто так, лишь бы не досталось тому волшебнику. Почему? Разве не справедливо, чтобы, раз не получилось, он получил эту силу – хотя бы в награду за помощь?
3. Сколько нужно
читать дальшеОчень интересный рассказ. Поднимает проблему, о которой можно говорить долго и много. Ситуация, в которой, как мне кажется, нет правых и виноватых. С одной стороны, родственникам больно. С другой, каждый имеет право на свои убеждения, имеет право жить не так, как жили предки. И вечный выбор «жить так, как я хочу, когда этого не хочет никто вокруг» или «жить так, как хотят мои родные, хотя мне это тяжело». И невозможность достичь счастья или хотя бы минимального комфорта, что бы ни выбрал. Это всё очень сложно и заставляет много думать.
Как, собственно, и сама секта, в которую ушли Ал и Кейт. И многие другие. Почему она возникла именно сейчас? Почему именно эти люди стали её приверженцами? Обо всём этом можно думать долго, и, что особенно хорошо, нет раздражения от того, что в рассказе нет ответов на эти вопросы. Потому что над этим интереснее думать.
Если честно, мне как раз мешала достаточно чётко показанная позиция автора. Но это, скорее всего, мои субъективные тараканы.
Вот к чему у меня претензия в этом рассказе – это к отсутствию финала. Текст просто оборван. С одной стороны, если рассказывать дальше, совсем мораль в лоб получится. С другой – текст это не красит.
36. Нагнетание напряжения
читать дальшеЯ не совсем поняла, о чём написан этот рассказ. Робко предполагаю, что это просто детектив. Идею вычленить не смогла; или она так органично вписана в текст, что не выпячивается, или, наоборот, прописана недостаточно.
Мне тоже странно, почему в министерстве все знакомые лица, как-то это нарочито выглядит. С другой стороны, приятно видеть хоть какое-то, но взаимодействие между департаментами, в каноне и такого не было. А тут – нащупывают, пытаются. Хорошо.
04. Когда часы двенадцать бьют
читать дальшеЭээ, простите, автор, но для меня этот текст остался текстом про то, как все вокруг геи. Ну, и про то, как криво работает хроноворот, если его поломать.
Написано ужасно, всё время спотыкаешься об язык и поэтому очень трудно разобраться, что к чему и о чём.
Рон чересчур тупой, как на мой вкус.
38. Убивать надо сразу
читать дальшеМммммнээээээ, ну это рассказ о том, как под Рождество у Гарри поехала крыша. Он лежит в госпитале тяжело раненый, и перед его глазами проносятся странные глюки. Как будто бы он уезжает от умирающего Рона, как будто бы встречает в церкви Годриковой лощины Малфоя, причём Малфой абсолютно свободен, не с заданием каким, видно, тоже в увольнительную приехал, но почему-то не домой, как будто они с Малфоем трахаются, не понять зачем и почему...
Вот это, имхо, и есть главная причина фика. Полное отсутствие мотиваций героев. Ну и плюс совершеннейший ООС героев. Всех. Включая Рона и Гермиону.
05. Прошлое под снегом
читать дальшеДля меня этот рассказ – о спасительном одиночестве, о том, как иногда нужно не разговаривать, а молчать, и как порой мешают друзья, всегда готовые с тобой поговорить, ведь так мало тех, кто готов выслушать.
Вот ещё один рассказ, в котором Джорджу Фреда не возвращают, а помогают отпустить. Интересно, почему эта мысль пришла в голову сразу двум авторам?
К самому тексту есть много претензий, но это не главное. История случилась, и за эту историю автору спасибо.
40. Счастье человеческое
читать дальшеЯ уверена, что пройдёт время, БФ закончится, ещё несколько БФ закончится, а этот рассказ останется в памяти многих. В моей, по крайней мере, точно.
Очень сильно про счастье. Про эмоции людей. Вообще – очень сильно. Особенно пробирает обыденность, с которой всё это написано. Нет надрыва и пафоса, всё так рутинно, обычно, и оттого в историю веришь.
Нет, тут не могу говорить. Невнятное мычание получается. Автор, я васненавижу люблю.
07. Письмо
читать дальшеЯ понимаю, что автор хотел написать мультинациональный Дурмштранг. За попытку уважаю. Но, ИМХО, попытка не удалась.
Вот что мне увиделось в этом фике. Многонациональность в Дурмштранге, несомненно, есть, но никакого взаимодействия нет: все сидят по своим норкам, никто не хочет не только праздновать праздники друг друга, но даже рассказывать о своих традициях – а также интересоваться традициями друг друга. Так, Крам весьма поверхностно знаком с обычаями разве что своих соседей по комнате, а о традициях празднования Рождества знает только из-за поездки в Британию, хотя многие европейские народы Рождество празднуют. У тех же греков, кстати, православие – государственная религия. И пусть они празднуют его не в тот день, но традициями-то могли поделиться.
Более того, ученики чувствуют себя очень дискомфортно, что видно из того, как неохотно они собираются на праздничный ужин. Видимо, многонациональности слишком много и каждый чувствует себя среди чужих.
Вот как это происходит в по-настоящему мультикультурном обществе (мне рассказывали британцы). Ребята, у которых какой-то праздник, рассказывают остальным, что это за праздник, как его принято праздновать, всем интересно, они задают вопросы, учатся поздравлять носителей этой традиции, как положено, дарить им подарки, если это предусмотрено их обычаями. Культура других народов познаётся с интересом. Здесь же этого нет, что мне странно.
Юмор совершенно не мой. Крам-дальтоник удивил и показался чрезвычайно нарочитым. Образовательная функция текста выполняется коряво: подавляющее большинство пояснений можно было не оформлять в виде ссылок, к тому же концевых, что делает текст неудобочитаемым, а органично ввести в текст.
41. Белая обыкновенная
читать дальшеМне кажется, автор хотел написать милую рождественскую гарридраку для шипперов. Судя по тому, что она вышла в финал, шипперам понравилось. Можно, я не буду лезть к этому кинковому тексту грязными руками со своим унылым обоснуем?
09. Рождество в Азкабане
читать дальшеАвтор, я сначала асибе, чтобы попонятнее объяснить своё отношение к этому тексту.
Когда я была маленькой и доброй девочкой, меня дико раздражали чёрно-белые реалии детских книжек. Ну вот просто хотелось взять лопату и уебать. Особенно мне доставляли Злодеи, про которых или ничего не объяснялось, или объяснялось, что они Злые и потому хотят уничтожить всё Добро. Но я была не только маленькой и доброй, но ещё и умной девочкой и, хотя жизненный опыт мой был меньше воробья, интуитивно догадывалась, что истинные Злодеи не считают себя Злодеями, а думают, что стараются ради всеобщего блага. Мне было странно, чё это они такие странные. И я выдумывала им человеческие качества, какие-то вменяемые причины, почему вдруг они стали Злодеями. Но так как я была не только умной и доброй, но ещё и маленькой девочкой, причины эти получались не слишком тонко, и в результате все Плохие исправлялись. А Хорошие либо принимали их, либо не принимали, но во втором случае уже они становились Плохими. Вообще меня многому научил Том Сойер, да. Это сейчас я понимаю, что там всё тоже слишком чёрно-бело.
А истинно Плохими очень удобно было делать проходных персонажей, о них ничего не знаешь и потому их легко не любить и не сочувствовать им. Главное – не придумывать им мотиваций, а то тоже исправятся и придётся придумывать совсем новых Плохих.
Так вот когда я прочла этот рассказ, меня долго не могло оставить чувство возвращения в сопливое детство. Как будто это я, в трогательном возрасте лет шести, долго думала над ГП и успела подумать про Долохова и Беллу, а про других не успела. И конечно, сделала злодеем Лестранжа, а чо! Про него в каноне ничего нет, кроме того что он есть. Идеальный кандидат, ящетаю!
Но как только я подумаю, что автор этого текста, скорее всего, - неглупый совершеннолетний человек, мне резко плохеет. Извините.
42. Бойтесь своих желаний
читать дальшеОтличная задумка, как мне кажется. Никакое исполнение, но это я уже в первом заходе сказала. Мне показалось излишним то, что в магмире все поголовно такие плохие, а в маггловском все поголовно такие хорошие. Зато понравилось, как замотивировано, с чего она пошла в приют.
Особенно понравилось, как описано, когда она в маггловском мире получает помощь. Это не выглядит милостыней, одолжением, костью, брошенной с барского стола. Наоборот, ощущение обычности, нормальности происходящего, этакая помощь, которую можно принять с достоинством, а не униженно кланяясь. Это очень хорошо.
10. Рождество и все связанные с ним тревоги
читать дальшеУ меня с этим фиком проблема. Читаю – нравится. Закрываю – и тут же забываю, о чём он. Вот только что открыла пересмотреть, отвлеклась на обзор Энолы на пять минут – и тут же снова забыла. Ы.
Наверное, это потому, что лично для меня в этом рассказе нет самостоятельного смысла, идеи и темы, отличной от таковых в седьмой книге. Автор пытается воссоздать атмосферу седьмой, ситуацию седьмой, чувства, владеющие персонажами в то время. Не добавляя ничего своего. Поэтому для меня фик – просто иллюстрация к канону, довольно блеклая, потому что до уровня Роулинг автор всё же не дотягивает.
43. Праздник к нам приходит
читать дальшеНасколько я поняла из комментариев автора, он пытался написать о том, что на войне люди оскотиниваются. Честно скажем, в рассказе я этого не увидела. А увидела я истеричный крик «Вы тоже, тоже, ТОЖЕ ПЛОХИЕ!!!!!!!!!!!!!!!». Кажется, это очень сильно отличается от того, что автор хотел вложить.
По идеологической позиции: я считаю, что убийство беременной женщины может быть оправдано лишь в одном из двух случаев:
а) если убийцы не поняли, что она была беременна;
б) если эта женщина, оставшись в живых, принесёт очень много вреда, и категорически нельзя подождать, пока она родит. Например, я поняла бы, если бы фениксовцы грохнули беременную Беллу, уж слишком она активный товарищ.
В иных же случаях убийство беременной женщины ложится несмываемым клеймом на убийцу, неважно, хороший он идеологически или плохой. И читатели практически поголовно ведутся на эту красную тряпку, и не слышат и не видят больше ничего. Этот человек убил беременную женщину – значит, он подонок. Без вариантов.
Ну это восприятие такое. Надо ж учитывать.
У Лестранжей были причины придти к Лонгботтомам. Лонгботтомы – авроры, оба, прошу обратить внимание. Они могут знать, что случилось с Лордом. Это раз. Лорд хотел их убить и не успел, надо во имя его памяти это сделать. Это два. Во имя причины номер раз оправданы и пытки. Кроме того, они потеряли любимого Лорда только что, они в отчаянии, практически в истерике, им позволительно разок сделать глупость.
В рассказе миссис Шанпайк убивают просто так. Спокойно могли не трогать. Хорошая такая параллель, правда? Уравнивающая, ага.
Фениксовцы в фике совершают теракт. Такой себе точечный. И это удивляет, потому что совершенно не оправдано. Увы автору, он показывает абсолютно незнание политологии и непонимание причин выбора тех или иных действий политическими силами. А должен был бы разбираться в этом вопросе.
Когда хорош индивидуальный террор (и в частности почему этот способ подходил УпСам) и почему он совершенно не годится в данной ситуации? В первую очередь – такие теракты призваны запугивать. Люди должны чётко знать: пойдёшь работать на этих – умрёшь. Что для этого надо?
а) достаточное количество террористов, чтобы успевать убивать, кого надо;
б) быстрая работа этой кучи террористов, чтобы убийств было достаточно много. Потому что если убийства редки, их можно списать (и скорее всего спишут) на бандитизм, несчастный случай, взрыв газа, диких бомжей и пр. Надо делать всё это так, чтобы списать было нельзя.
Именно эту картину мы видим во времена террора УпСов: по словам Люпина, «на одного нашего приходилось двадцать-тридцать УпСов», они почти правили Британией, и для них, многочисленных и контролирующих много чего, был и оправдан, и достаточно прост такой метод запугивания.
Здесь же всё наоборот. Террористов мало, и они пытаются таким образом настроить народ страны против служения законной власти. При этом власть, если там есть хоть один не-идиот, будет изо всех сил представлять эти теракты чем угодно кроме терактов. Потому что запугивания не будет, если народ не будет знать, что происходит. Так как террористов мало и они не оставляют опознавательных знаков, сделать это просто. Раз даже Шанпайк, аврор, подробно описывая политику страны, не вспоминает про террористов – значит, их так исчезающе мало, что о них практически никто не знает. Или не помнит, что тоже иллюстрирует скорость их работы.
Добиться успеха таким образом невозможно. Даже осуществить месть невозможно, потому что тех, кому надо мстить, слишком много, и рано или поздно они напрутся не на идиотов, а на настоящих профессионалов, которые их поубивают.
Что бы тут подошло?
а) массовый террор. Именно так действуют организации, представляющие меньшинство. Но так как в магическом мире нет большого количества «не своих», которых можно взорвать, но подошёл бы разве что взрыв министерства;
б) индивидуальные теракты, направленные против верхушки. Не рядовых авроров, а Лорда и его ближайшего окружения. Авось получится?
Я уже молчу о том, что ОФ изначально действовал принципиально по-другому, и чтобы так сильно поменяться, ему нужны были серьёзные причины. Нет, автор, то, что вы указали, я серьёзными причинами не считаю.
А на самом деле больше всего в истории с этим фиком меня сквикнуло то, что так много людей считает его хорошо написанным. Моя любовь к русскому языку в печали. Фактически в трауре.
Короче, Коршун, записывай меня уже в свою книжечку, что ли.
11. Valeriana magica
Извините, автор. Не дочитала, потому что слишком не мой юмор. Потому и сказать ничего о нём не могу. Простите ещё раз.
45. Олень Санта-Клауса
читать дальшеИМХО, классический рождественский рассказ. Я такие не люблю, поэтому мне трудно о нём говорить. С одной стороны, все претензии к тексту разбиваются о «законы жанра». С другой – ну неинтересно мне.
13. Рождество на подоконнике
читать дальшеДашожэтотакое. Ещё один текст, который я не смогла дочитать. Только до появления гостя дочитала – это Кингсли, да? Не потому, что плохо написано. Просто до такой степени не моё, что сквикнуло на физиологическом уровне. Не моя атмосфера, не мои образы, не моя логика, не мои удовольствия, не мои неприятности... Ну просто всё не моё. Извините, вы тут ну совсем не виноваты.
46. Замкнутый круг
читать дальшеДа уж, история с Роном, Гермионой и фандомом – это и впрямь замкнутый круг. Рон не видит себя постоянно читающим книги, значит, не может быть счастлив с Гермионой. Вот не может, и точка. Почему – непонятно. И почему с ней прекрасно способен ужиться Гарри, тоже к книгам не то чтобы питающий страсть, никто не объясняет.
У меня текст вызвал раздражение, потому что основной его посыл воспринялся как «немедленно прекратите выдумывать и делайте как положено». Я догадываюсь, что автор имел в виду нечто совсем другое. Мне кажется, что на данном этапе надо заняться формой, то есть собственно текстом. Переписать каждую фразу, чтобы они не выглядели так ужасно. И тогда, возможно, проглянет содержание и можно будет о чём-то поговорить.
14. Lacrimosa
читать дальшеО, наконец-то текст про УпСов без глумления и деффачкавых мотивов. Очень «моя» тема – про людей, которые, конечно, сами виноваты, но в итоге им так досталось, что их самих впору пожалеть независимо от того, что они творили. Потому что Азкабана не заслужил никто.
И понимаю, почему реквием. Потому что по сути они все мертвы. Азкабан выпил из них всё человеческое, и теперь что они, что инфери. Страшно.
И написано страшно. Не в смысле "страшно плохо".
47. Сказка о сгоревшей ёлке
читать дальшеОт этого текста я осталась в некотором недоумении. Так и не поняла, почему для того, чтобы все они смогли так запросто посидеть вместе, должно было пройти столько времени. Как-то обычно людям хватает меньшего. Ну, или уже оно так окаменевает, что потом помириться и забыть обиды куда сложнее.
А так – ну, гарридрака типовая, в котором разнообразия не ради Гарри и Драко находятся не в вакууме, а среди старых друзей. И почему-то все вокруг несчастливы в браке.
16. Последнее рождество Мероуп
читать дальшеМне категорически не близка идея изначальной «плохости» Тома, хотя я и понимаю, что Роулинг писала именно её. Тем не менее я способна оценить текст. Хороший текст. Только мне показалось, что он должен был быть жутким. А не был. Для меня, по крайней мере.
Для меня – недалеко от топа, но не в топ.
48. Трое и Рождество
читать дальшеТа же фигня: совершенно не мой юмор, что решительно не дало мне возможности оценить рассказ по достоинству. Мне кажется, это рассказ о примирении прежде всего. Правда, мне опять же мотиваций не хватило. Слишком серьёзно воспринимаю, да. Всё потому, что юмор не мой и воспринимать через призму юмора не могу.
Хорошо, что Снейп за Поттером пошёл. Хотя и создаст это проблемы, конечно. Но хорошо.
17. Сквозь бездны
Ыыы, автор. Простите. Ниасилила.
51. Снежный король
читать дальшеЯ немного не поняла, зачем это было написано. Просто перепеть старую сказку на новый лад, как перепевают модные фильмы? Простите, не понимаю, зачем так делают. Как литературное упражнение? Опять же не вижу смысла. Ну, не получилось хорошего упражнения.
Искренне не могу понять, что тут людям нравится. Наверное, СЛИШКОМ не моё.
19. Два миндальных пирожных от Фортескью
читать дальшеОчень хорошо написано. Мне аж понравилось. Ну, это я в том смысле, что мне редко нравятся такие откровенные сабачки. А тут понравилось.
Очень хорошо получилась забота Флинта о Малфое. Не трогательно, как это любят писать деффачки, а по-мужски так. Вообще очень настоящий, честный текст. Не достоверный всё же, но честный. Прошу прощения за косноязычие.
Хотя вопросы у меня к нему, конечно, есть. Например, когда успела случиться гарридрака? Почему Флинта посадили, а Монтегю нет? Он же, помнится, Армии Дамблдора нехило так палки в колёса ставил. С другой стороны, он не на Волда работал...
Про пирожные очень хорошо получилось. Ничего, что я так сумбурно?
Очень рядом с топом. Эх, почему он такой маленький, а?
52. Где нас ждут
читать дальшеРассказ о воздаянии, как я его прочла. И вот, кстати, где всем воздалось, но нет никакого глумежа, никто не унижен.
У меня от этого рассказа ощущение чего-то удивительно доброго. Я понимаю, что лысый всё время о расчёске, но я в этом тексте вижу Бога, Который всех любит и пытается всем помочь, насколько это возможно.
Вот с одной стороны, оживляж, типа дешёвый приём, все дела. Но здесь он написан так, что не думаешь, что это дешёвый приём. Работает приём-то. Отлично работает.
Править есть что, конечно. Ну, автору уже сказали. Но главное в рассказе есть: любовь, которая есть Бог.
21. Лишь раз в году бывает Рождество
читать дальшеОчень тёплый рассказ, написанный с любовью и пропитанный верой в сказку, в волшебство, в чудо. Той самой верой, которой в Луне хоть отбавляй. Это получилось просто замечательно.
Это скорее зарисовка, чем рассказ – наполненная деталями, похожая на лоскутное одеяло. И как лоскутное одеяло, тёплая и уютная.
Концовка очень хороша.
Недалеко от топа, хоть и подальше, чем девятнадцатый.
54. Debes, ergo potes
Не поняла ни о чём это, ни для чего это, ни уж тем более что автор хотел сказать. Извините.
22. Рождественские мандарины для Северуса Снейпа
Стехи. К тому же плохие стехи. Ааааааааааа

56. Когда полено стремится в небеса
читать дальшеМилая смешная история. Мой юмор, да. Близнецы смешные, с чувством юмора, причём шутки не злые, это здорово. А то всякое бывает.
Конечно, жаль, что у Молли столько забот по дому, что некогда было научить близнецов реально помогать. Теперь вот на плиту тратиться придётся.
28. Лестница в небо
читать дальшеЛестница Иакова – это многослойный образ, да. И Фрэнк, без колебаний на неё становящийся, в противовес Невиллу, который стать на неё не решается, - это хорошо. И жвачки, которые Фрэнк наколдовывает вопреки всем законам.
Атмосферно так.
58. Деревья умирают стоя
читать дальшеВот я с тех пор, как прочитала этот рассказ, всё думаю: хорошо, что Блэки поумирали к девяносто третьему, или плохо? Каково бы им было снова надеяться на то, что род продлится, а потом опять потерять эту надежду?
Очень яркая картина умирания. Было страшно. Может, потому, что мне близка эта проблема.
30. Подарок на Рождество
читать дальшеВсем одинаковые открытки, а близким людям подарки. Да, автор, кажется, я услышала, что вы хотели сказать.
Не совсем поняла пассаж с Обливиэйтом.
Очень понравилось, что ваза не простая, а из воспоминаний.
Спасибо.
59. Не заразно
Опять не мой юмор, ну что ж ты тут поделаешь
65. Жёлтая подводная лодка
читать дальшеХороший, достаточно гармоничный текст. Немного сюрреалистичный, но не настолько, чтобы нелюбителям сюра вроде меня было скучно читать.
И на удивление – для меня – не сладко-сиропный. Грамотно сделано, не без огрехов, но хорошо. Атмосферно опять же. Скорее всего, я этот текст запомню.
Недалеко от топа. Рядом практически.
60. Тоже праздники
читать дальшеСказка, почти притча с терпким привкусом. Написано недостаточно хорошо, но заставляет задуматься. Про опустевший дом и настроения среди гномов – очень хорошо сделано, спасибо.
Как ни странно, вот эта мелочёвка, сильно недоделанная в техническом смысле, получилась по-настоящему социальной. И злободневной даже.
66. Последнее Рождество
Автор, простите, нишмагла.
69. Лучше гор могут быть только...
читать дальшеИстория про дружбу и горы, достаточно незамысловатая и непонятно зачем вписанная в ГП. Точнее, не вписанная, так, наспех вставленная. По-моему, написать о дружбе в ГП можно было и без гор, которые тут как Эверест посередь конопляна поля, а о дружбе и горах можно (и нужно) было написать без ГП, который тут не пришей кобыле хвост.
Так как речь идёт уже о финале, обзор я буду писать несколько иначе. Подразумевается, что мы уже не выбираем тексты, которые вволю поиграют в финале, а определяем лучшего. Поэтому я поговорю о текстах, а не о словах. Попытаюсь выразить, что вынесла из того или иного фика, как его поняла, что в нём увидела.
В обзоре будут фики обеих групп. Порядок обзора – по порядку, сначала фик группы А, потом фик группы Б.
Так как рассказы группы Б не стали ни хуже, ни лучше с того момента, как я их читала, мои претензии и похвалы, высказанные им, остаются в силе.
1. Как Волдеморт ходил на ёлку
читать дальшеОчень по-роулинговски, как мне кажется. Поттериана написана с использованием архетипов, и хотя многие из них и вывернуты наизнанку, тут важнее то, что они использованы, и в тексте задекларировано, насколько они важны. И кстати, эти самые архетипы играют злые шутки не только с читателем, но и с персонажами. Например, первым из Мародёров, кого начинают подозревать в предательстве, становится Люпин, потому что он оборотень.
Автор этого рассказа выворачивать архетипы не стал, но поиграл с ними изрядно. Лично для меня именно архетипы сделали эту историю сказочной – не в смысле «мне сказочку рассказали», а в смысле «вижу магический мир». Архетипы окрасили мир рассказа в цвет волшебства, и это здорово.
При этом нет домысливания целой бездны отсутствовавших у Роулинг реалий, напротив, всё вписано в канон. Сказки барда Бидля оказались не такими уж сказками, многие моменты магического мира узнаваемы из маггловских сказок. Автор идёт дальше, логически продолжая эту цепочку.
Поверить в самое невероятное, отнестись к нему серьёзно – наверное, это могут только волшебники. Их серьёзное отношение и мастерство автора превращают сказку с примитивным (до архетипического, ага) сюжетом в яркую, живую, достоверную историю. Сказочную, да. Но от этого не менее глубокую.
Из тапок: Медоуз зовут Доркас, Рождество наступает не в полночь, а с первой звездой, а пунктуацию жалко. И название поменять, не в кассу.
33. Вы хотите поговорить об этом?
читать дальшеРассказ о том, как Дамблдор-портрет пытается работать психотерапевтом. С одной стороны, психотерапевт из него не лучше, чем педагог, с другой – жизненный опыт всё же не пропьёшь. К тому же, мне показалось важным, что интриги Дамблдора стали успешнее, когда он отбросил звериную серьёзность и стал относиться ко всему беспечнее.
Наверное, чувство меры всё же – полезная штука. Ведь Снейпа вытаскивают «из ракушки» не пафосные философические рассуждения, а веселье и шутки. Да и Поттер расхулиганился именно тогда, когда перестал смотреть на мир насупленным взором.
И всё же мне показалось, что рассказ не о том, что смех спасёт мир, а о том, что для нахождения общего языка надо как минимум раз поговорить. Очевидная мысль, которая, тем не менее, слишком для многих является страшной тайной. К сожалению.
2. Шарманщик
читать дальшеЛично мне тут всё же не хватило подоплёки – почему всё именно так случилось. Потому что от того, что же произошло, зависит оценка ситуации. Вывернуть же всё можно и так, что Снейп на самом деле приносит Гарри не совсем добро. Или думает, что делает хорошо, а на самом деле приносит вред.
Мне рассказ не показался ориджем. Просто масштабное АУ. И очень вхарактерный Снейп: он не пытается любить Гарри, он пытается его сберечь. Не сильно заботясь о моральном воспитании и всё же давая ребёнку любовь. Столько, сколько может. Очень правдивый северитус на самом деле.
Конечно, если ориентироваться на канон, то всё очень грустно, потому что от стихийных выбросов магии Гарри никуда не деться, и вообще неизвестно, что будет дальше. Но если просто читать рассказ, делая вид, что АУ коснулось некоторых канонических реалий – или что Северус пренебрегает этой опасностью, защищая Гарри от опасности более реальной – это не имеет такого уж значения.
Кажется, рассказ о том, что даже Северус, изначально не любящий Гарри, начиная заботиться о нём, рано или поздно начнёт его любить – как умеет, конечно. Ради спасения ребёнка Снейп жертвует многим (правда, непонятно, почему при этом он оставляет себе редкое имя Северус, если Гарри ищут), и хотя Гарри с ним, несомненно, несладко, более благополучная в материальном плане жизнь с Дурслями всё же, имхо, была более несчастной.
Нет, не могу сформулировать полностью всё то, что думаю об этом тексте. Он очень глубокий и очень яркий. Провисы есть, но они не имеют значения для этого текста. Он просто не о том.
Автор, спасибо большое.
34. За час до полуночи
читать дальшеЯ сейчас об этом фике со всеми подружками разговариваю, так интересно

Для меня текст скорее стал христианским, чем сказочным. И чудо произошло не потому, что было нужно Джорджу, а именно благодаря суете остальных людей. Гарри, Гермиона и Рон старались, искали, готовы были заплатить – и заплатили – за чудо для Джорджа, и даже незнакомый человек хочет, чтобы у них всё вышло. Аналог молитвы, которая услышана в первую очередь потому, что просят искренне и горячо. Настолько горячо, что когда Гермиона понимает, что «не получилось», для неё существует только это, она не видит, что Джорджу хорошо, то есть цель достигнута, она слишком зациклилась на своей «молитве».
Заставляет подумать о друзьях, вообще о тех людях, кто вокруг нас. Когда Джорджу так плохо, что он фактически зависает между бытием и небытием, впадает не в уныние даже, а просто в не-существование, он сам не может себе помочь. Может, в том числе и потому, что он привык опираться, прежде всего на Фреда – который опирается на него. И вот тут-то и появляются друзья.
Мне не показалось важным, кто такие незнакомцы. Меня зацепило только, когда Гермиона «разряжает» артефакт. Она что, считает, что разрядить его в пустоту лучше, чем вернуть силу тому дядьке, который им помог? Почему? Сначала я было подумала, что это так проявляется «эффект несрабатывания», но ведь Гермиона уже знает, что оно не сработало, значит, «разряжает» артефакт в пустоту просто так, лишь бы не досталось тому волшебнику. Почему? Разве не справедливо, чтобы, раз не получилось, он получил эту силу – хотя бы в награду за помощь?
3. Сколько нужно
читать дальшеОчень интересный рассказ. Поднимает проблему, о которой можно говорить долго и много. Ситуация, в которой, как мне кажется, нет правых и виноватых. С одной стороны, родственникам больно. С другой, каждый имеет право на свои убеждения, имеет право жить не так, как жили предки. И вечный выбор «жить так, как я хочу, когда этого не хочет никто вокруг» или «жить так, как хотят мои родные, хотя мне это тяжело». И невозможность достичь счастья или хотя бы минимального комфорта, что бы ни выбрал. Это всё очень сложно и заставляет много думать.
Как, собственно, и сама секта, в которую ушли Ал и Кейт. И многие другие. Почему она возникла именно сейчас? Почему именно эти люди стали её приверженцами? Обо всём этом можно думать долго, и, что особенно хорошо, нет раздражения от того, что в рассказе нет ответов на эти вопросы. Потому что над этим интереснее думать.
Если честно, мне как раз мешала достаточно чётко показанная позиция автора. Но это, скорее всего, мои субъективные тараканы.
Вот к чему у меня претензия в этом рассказе – это к отсутствию финала. Текст просто оборван. С одной стороны, если рассказывать дальше, совсем мораль в лоб получится. С другой – текст это не красит.
36. Нагнетание напряжения
читать дальшеЯ не совсем поняла, о чём написан этот рассказ. Робко предполагаю, что это просто детектив. Идею вычленить не смогла; или она так органично вписана в текст, что не выпячивается, или, наоборот, прописана недостаточно.
Мне тоже странно, почему в министерстве все знакомые лица, как-то это нарочито выглядит. С другой стороны, приятно видеть хоть какое-то, но взаимодействие между департаментами, в каноне и такого не было. А тут – нащупывают, пытаются. Хорошо.
04. Когда часы двенадцать бьют
читать дальшеЭээ, простите, автор, но для меня этот текст остался текстом про то, как все вокруг геи. Ну, и про то, как криво работает хроноворот, если его поломать.
Написано ужасно, всё время спотыкаешься об язык и поэтому очень трудно разобраться, что к чему и о чём.
Рон чересчур тупой, как на мой вкус.
38. Убивать надо сразу
читать дальшеМммммнээээээ, ну это рассказ о том, как под Рождество у Гарри поехала крыша. Он лежит в госпитале тяжело раненый, и перед его глазами проносятся странные глюки. Как будто бы он уезжает от умирающего Рона, как будто бы встречает в церкви Годриковой лощины Малфоя, причём Малфой абсолютно свободен, не с заданием каким, видно, тоже в увольнительную приехал, но почему-то не домой, как будто они с Малфоем трахаются, не понять зачем и почему...
Вот это, имхо, и есть главная причина фика. Полное отсутствие мотиваций героев. Ну и плюс совершеннейший ООС героев. Всех. Включая Рона и Гермиону.
05. Прошлое под снегом
читать дальшеДля меня этот рассказ – о спасительном одиночестве, о том, как иногда нужно не разговаривать, а молчать, и как порой мешают друзья, всегда готовые с тобой поговорить, ведь так мало тех, кто готов выслушать.
Вот ещё один рассказ, в котором Джорджу Фреда не возвращают, а помогают отпустить. Интересно, почему эта мысль пришла в голову сразу двум авторам?
К самому тексту есть много претензий, но это не главное. История случилась, и за эту историю автору спасибо.
40. Счастье человеческое
читать дальшеЯ уверена, что пройдёт время, БФ закончится, ещё несколько БФ закончится, а этот рассказ останется в памяти многих. В моей, по крайней мере, точно.
Очень сильно про счастье. Про эмоции людей. Вообще – очень сильно. Особенно пробирает обыденность, с которой всё это написано. Нет надрыва и пафоса, всё так рутинно, обычно, и оттого в историю веришь.
Нет, тут не могу говорить. Невнятное мычание получается. Автор, я вас
07. Письмо
читать дальшеЯ понимаю, что автор хотел написать мультинациональный Дурмштранг. За попытку уважаю. Но, ИМХО, попытка не удалась.
Вот что мне увиделось в этом фике. Многонациональность в Дурмштранге, несомненно, есть, но никакого взаимодействия нет: все сидят по своим норкам, никто не хочет не только праздновать праздники друг друга, но даже рассказывать о своих традициях – а также интересоваться традициями друг друга. Так, Крам весьма поверхностно знаком с обычаями разве что своих соседей по комнате, а о традициях празднования Рождества знает только из-за поездки в Британию, хотя многие европейские народы Рождество празднуют. У тех же греков, кстати, православие – государственная религия. И пусть они празднуют его не в тот день, но традициями-то могли поделиться.
Более того, ученики чувствуют себя очень дискомфортно, что видно из того, как неохотно они собираются на праздничный ужин. Видимо, многонациональности слишком много и каждый чувствует себя среди чужих.
Вот как это происходит в по-настоящему мультикультурном обществе (мне рассказывали британцы). Ребята, у которых какой-то праздник, рассказывают остальным, что это за праздник, как его принято праздновать, всем интересно, они задают вопросы, учатся поздравлять носителей этой традиции, как положено, дарить им подарки, если это предусмотрено их обычаями. Культура других народов познаётся с интересом. Здесь же этого нет, что мне странно.
Юмор совершенно не мой. Крам-дальтоник удивил и показался чрезвычайно нарочитым. Образовательная функция текста выполняется коряво: подавляющее большинство пояснений можно было не оформлять в виде ссылок, к тому же концевых, что делает текст неудобочитаемым, а органично ввести в текст.
41. Белая обыкновенная
читать дальшеМне кажется, автор хотел написать милую рождественскую гарридраку для шипперов. Судя по тому, что она вышла в финал, шипперам понравилось. Можно, я не буду лезть к этому кинковому тексту грязными руками со своим унылым обоснуем?
09. Рождество в Азкабане
читать дальшеАвтор, я сначала асибе, чтобы попонятнее объяснить своё отношение к этому тексту.
Когда я была маленькой и доброй девочкой, меня дико раздражали чёрно-белые реалии детских книжек. Ну вот просто хотелось взять лопату и уебать. Особенно мне доставляли Злодеи, про которых или ничего не объяснялось, или объяснялось, что они Злые и потому хотят уничтожить всё Добро. Но я была не только маленькой и доброй, но ещё и умной девочкой и, хотя жизненный опыт мой был меньше воробья, интуитивно догадывалась, что истинные Злодеи не считают себя Злодеями, а думают, что стараются ради всеобщего блага. Мне было странно, чё это они такие странные. И я выдумывала им человеческие качества, какие-то вменяемые причины, почему вдруг они стали Злодеями. Но так как я была не только умной и доброй, но ещё и маленькой девочкой, причины эти получались не слишком тонко, и в результате все Плохие исправлялись. А Хорошие либо принимали их, либо не принимали, но во втором случае уже они становились Плохими. Вообще меня многому научил Том Сойер, да. Это сейчас я понимаю, что там всё тоже слишком чёрно-бело.
А истинно Плохими очень удобно было делать проходных персонажей, о них ничего не знаешь и потому их легко не любить и не сочувствовать им. Главное – не придумывать им мотиваций, а то тоже исправятся и придётся придумывать совсем новых Плохих.
Так вот когда я прочла этот рассказ, меня долго не могло оставить чувство возвращения в сопливое детство. Как будто это я, в трогательном возрасте лет шести, долго думала над ГП и успела подумать про Долохова и Беллу, а про других не успела. И конечно, сделала злодеем Лестранжа, а чо! Про него в каноне ничего нет, кроме того что он есть. Идеальный кандидат, ящетаю!
Но как только я подумаю, что автор этого текста, скорее всего, - неглупый совершеннолетний человек, мне резко плохеет. Извините.
42. Бойтесь своих желаний
читать дальшеОтличная задумка, как мне кажется. Никакое исполнение, но это я уже в первом заходе сказала. Мне показалось излишним то, что в магмире все поголовно такие плохие, а в маггловском все поголовно такие хорошие. Зато понравилось, как замотивировано, с чего она пошла в приют.
Особенно понравилось, как описано, когда она в маггловском мире получает помощь. Это не выглядит милостыней, одолжением, костью, брошенной с барского стола. Наоборот, ощущение обычности, нормальности происходящего, этакая помощь, которую можно принять с достоинством, а не униженно кланяясь. Это очень хорошо.
10. Рождество и все связанные с ним тревоги
читать дальшеУ меня с этим фиком проблема. Читаю – нравится. Закрываю – и тут же забываю, о чём он. Вот только что открыла пересмотреть, отвлеклась на обзор Энолы на пять минут – и тут же снова забыла. Ы.
Наверное, это потому, что лично для меня в этом рассказе нет самостоятельного смысла, идеи и темы, отличной от таковых в седьмой книге. Автор пытается воссоздать атмосферу седьмой, ситуацию седьмой, чувства, владеющие персонажами в то время. Не добавляя ничего своего. Поэтому для меня фик – просто иллюстрация к канону, довольно блеклая, потому что до уровня Роулинг автор всё же не дотягивает.
43. Праздник к нам приходит
читать дальшеНасколько я поняла из комментариев автора, он пытался написать о том, что на войне люди оскотиниваются. Честно скажем, в рассказе я этого не увидела. А увидела я истеричный крик «Вы тоже, тоже, ТОЖЕ ПЛОХИЕ!!!!!!!!!!!!!!!». Кажется, это очень сильно отличается от того, что автор хотел вложить.
По идеологической позиции: я считаю, что убийство беременной женщины может быть оправдано лишь в одном из двух случаев:
а) если убийцы не поняли, что она была беременна;
б) если эта женщина, оставшись в живых, принесёт очень много вреда, и категорически нельзя подождать, пока она родит. Например, я поняла бы, если бы фениксовцы грохнули беременную Беллу, уж слишком она активный товарищ.
В иных же случаях убийство беременной женщины ложится несмываемым клеймом на убийцу, неважно, хороший он идеологически или плохой. И читатели практически поголовно ведутся на эту красную тряпку, и не слышат и не видят больше ничего. Этот человек убил беременную женщину – значит, он подонок. Без вариантов.
Ну это восприятие такое. Надо ж учитывать.
У Лестранжей были причины придти к Лонгботтомам. Лонгботтомы – авроры, оба, прошу обратить внимание. Они могут знать, что случилось с Лордом. Это раз. Лорд хотел их убить и не успел, надо во имя его памяти это сделать. Это два. Во имя причины номер раз оправданы и пытки. Кроме того, они потеряли любимого Лорда только что, они в отчаянии, практически в истерике, им позволительно разок сделать глупость.
В рассказе миссис Шанпайк убивают просто так. Спокойно могли не трогать. Хорошая такая параллель, правда? Уравнивающая, ага.
Фениксовцы в фике совершают теракт. Такой себе точечный. И это удивляет, потому что совершенно не оправдано. Увы автору, он показывает абсолютно незнание политологии и непонимание причин выбора тех или иных действий политическими силами. А должен был бы разбираться в этом вопросе.
Когда хорош индивидуальный террор (и в частности почему этот способ подходил УпСам) и почему он совершенно не годится в данной ситуации? В первую очередь – такие теракты призваны запугивать. Люди должны чётко знать: пойдёшь работать на этих – умрёшь. Что для этого надо?
а) достаточное количество террористов, чтобы успевать убивать, кого надо;
б) быстрая работа этой кучи террористов, чтобы убийств было достаточно много. Потому что если убийства редки, их можно списать (и скорее всего спишут) на бандитизм, несчастный случай, взрыв газа, диких бомжей и пр. Надо делать всё это так, чтобы списать было нельзя.
Именно эту картину мы видим во времена террора УпСов: по словам Люпина, «на одного нашего приходилось двадцать-тридцать УпСов», они почти правили Британией, и для них, многочисленных и контролирующих много чего, был и оправдан, и достаточно прост такой метод запугивания.
Здесь же всё наоборот. Террористов мало, и они пытаются таким образом настроить народ страны против служения законной власти. При этом власть, если там есть хоть один не-идиот, будет изо всех сил представлять эти теракты чем угодно кроме терактов. Потому что запугивания не будет, если народ не будет знать, что происходит. Так как террористов мало и они не оставляют опознавательных знаков, сделать это просто. Раз даже Шанпайк, аврор, подробно описывая политику страны, не вспоминает про террористов – значит, их так исчезающе мало, что о них практически никто не знает. Или не помнит, что тоже иллюстрирует скорость их работы.
Добиться успеха таким образом невозможно. Даже осуществить месть невозможно, потому что тех, кому надо мстить, слишком много, и рано или поздно они напрутся не на идиотов, а на настоящих профессионалов, которые их поубивают.
Что бы тут подошло?
а) массовый террор. Именно так действуют организации, представляющие меньшинство. Но так как в магическом мире нет большого количества «не своих», которых можно взорвать, но подошёл бы разве что взрыв министерства;
б) индивидуальные теракты, направленные против верхушки. Не рядовых авроров, а Лорда и его ближайшего окружения. Авось получится?
Я уже молчу о том, что ОФ изначально действовал принципиально по-другому, и чтобы так сильно поменяться, ему нужны были серьёзные причины. Нет, автор, то, что вы указали, я серьёзными причинами не считаю.
А на самом деле больше всего в истории с этим фиком меня сквикнуло то, что так много людей считает его хорошо написанным. Моя любовь к русскому языку в печали. Фактически в трауре.
Короче, Коршун, записывай меня уже в свою книжечку, что ли.
11. Valeriana magica
Извините, автор. Не дочитала, потому что слишком не мой юмор. Потому и сказать ничего о нём не могу. Простите ещё раз.
45. Олень Санта-Клауса
читать дальшеИМХО, классический рождественский рассказ. Я такие не люблю, поэтому мне трудно о нём говорить. С одной стороны, все претензии к тексту разбиваются о «законы жанра». С другой – ну неинтересно мне.
13. Рождество на подоконнике
читать дальшеДашожэтотакое. Ещё один текст, который я не смогла дочитать. Только до появления гостя дочитала – это Кингсли, да? Не потому, что плохо написано. Просто до такой степени не моё, что сквикнуло на физиологическом уровне. Не моя атмосфера, не мои образы, не моя логика, не мои удовольствия, не мои неприятности... Ну просто всё не моё. Извините, вы тут ну совсем не виноваты.
46. Замкнутый круг
читать дальшеДа уж, история с Роном, Гермионой и фандомом – это и впрямь замкнутый круг. Рон не видит себя постоянно читающим книги, значит, не может быть счастлив с Гермионой. Вот не может, и точка. Почему – непонятно. И почему с ней прекрасно способен ужиться Гарри, тоже к книгам не то чтобы питающий страсть, никто не объясняет.
У меня текст вызвал раздражение, потому что основной его посыл воспринялся как «немедленно прекратите выдумывать и делайте как положено». Я догадываюсь, что автор имел в виду нечто совсем другое. Мне кажется, что на данном этапе надо заняться формой, то есть собственно текстом. Переписать каждую фразу, чтобы они не выглядели так ужасно. И тогда, возможно, проглянет содержание и можно будет о чём-то поговорить.
14. Lacrimosa
читать дальшеО, наконец-то текст про УпСов без глумления и деффачкавых мотивов. Очень «моя» тема – про людей, которые, конечно, сами виноваты, но в итоге им так досталось, что их самих впору пожалеть независимо от того, что они творили. Потому что Азкабана не заслужил никто.
И понимаю, почему реквием. Потому что по сути они все мертвы. Азкабан выпил из них всё человеческое, и теперь что они, что инфери. Страшно.
И написано страшно. Не в смысле "страшно плохо".
47. Сказка о сгоревшей ёлке
читать дальшеОт этого текста я осталась в некотором недоумении. Так и не поняла, почему для того, чтобы все они смогли так запросто посидеть вместе, должно было пройти столько времени. Как-то обычно людям хватает меньшего. Ну, или уже оно так окаменевает, что потом помириться и забыть обиды куда сложнее.
А так – ну, гарридрака типовая, в котором разнообразия не ради Гарри и Драко находятся не в вакууме, а среди старых друзей. И почему-то все вокруг несчастливы в браке.
16. Последнее рождество Мероуп
читать дальшеМне категорически не близка идея изначальной «плохости» Тома, хотя я и понимаю, что Роулинг писала именно её. Тем не менее я способна оценить текст. Хороший текст. Только мне показалось, что он должен был быть жутким. А не был. Для меня, по крайней мере.
Для меня – недалеко от топа, но не в топ.
48. Трое и Рождество
читать дальшеТа же фигня: совершенно не мой юмор, что решительно не дало мне возможности оценить рассказ по достоинству. Мне кажется, это рассказ о примирении прежде всего. Правда, мне опять же мотиваций не хватило. Слишком серьёзно воспринимаю, да. Всё потому, что юмор не мой и воспринимать через призму юмора не могу.
Хорошо, что Снейп за Поттером пошёл. Хотя и создаст это проблемы, конечно. Но хорошо.
17. Сквозь бездны
Ыыы, автор. Простите. Ниасилила.
51. Снежный король
читать дальшеЯ немного не поняла, зачем это было написано. Просто перепеть старую сказку на новый лад, как перепевают модные фильмы? Простите, не понимаю, зачем так делают. Как литературное упражнение? Опять же не вижу смысла. Ну, не получилось хорошего упражнения.
Искренне не могу понять, что тут людям нравится. Наверное, СЛИШКОМ не моё.
19. Два миндальных пирожных от Фортескью
читать дальшеОчень хорошо написано. Мне аж понравилось. Ну, это я в том смысле, что мне редко нравятся такие откровенные сабачки. А тут понравилось.
Очень хорошо получилась забота Флинта о Малфое. Не трогательно, как это любят писать деффачки, а по-мужски так. Вообще очень настоящий, честный текст. Не достоверный всё же, но честный. Прошу прощения за косноязычие.
Хотя вопросы у меня к нему, конечно, есть. Например, когда успела случиться гарридрака? Почему Флинта посадили, а Монтегю нет? Он же, помнится, Армии Дамблдора нехило так палки в колёса ставил. С другой стороны, он не на Волда работал...
Про пирожные очень хорошо получилось. Ничего, что я так сумбурно?
Очень рядом с топом. Эх, почему он такой маленький, а?
52. Где нас ждут
читать дальшеРассказ о воздаянии, как я его прочла. И вот, кстати, где всем воздалось, но нет никакого глумежа, никто не унижен.
У меня от этого рассказа ощущение чего-то удивительно доброго. Я понимаю, что лысый всё время о расчёске, но я в этом тексте вижу Бога, Который всех любит и пытается всем помочь, насколько это возможно.
Вот с одной стороны, оживляж, типа дешёвый приём, все дела. Но здесь он написан так, что не думаешь, что это дешёвый приём. Работает приём-то. Отлично работает.
Править есть что, конечно. Ну, автору уже сказали. Но главное в рассказе есть: любовь, которая есть Бог.
21. Лишь раз в году бывает Рождество
читать дальшеОчень тёплый рассказ, написанный с любовью и пропитанный верой в сказку, в волшебство, в чудо. Той самой верой, которой в Луне хоть отбавляй. Это получилось просто замечательно.
Это скорее зарисовка, чем рассказ – наполненная деталями, похожая на лоскутное одеяло. И как лоскутное одеяло, тёплая и уютная.
Концовка очень хороша.
Недалеко от топа, хоть и подальше, чем девятнадцатый.
54. Debes, ergo potes
Не поняла ни о чём это, ни для чего это, ни уж тем более что автор хотел сказать. Извините.
22. Рождественские мандарины для Северуса Снейпа
Стехи. К тому же плохие стехи. Ааааааааааа


56. Когда полено стремится в небеса
читать дальшеМилая смешная история. Мой юмор, да. Близнецы смешные, с чувством юмора, причём шутки не злые, это здорово. А то всякое бывает.
Конечно, жаль, что у Молли столько забот по дому, что некогда было научить близнецов реально помогать. Теперь вот на плиту тратиться придётся.
28. Лестница в небо
читать дальшеЛестница Иакова – это многослойный образ, да. И Фрэнк, без колебаний на неё становящийся, в противовес Невиллу, который стать на неё не решается, - это хорошо. И жвачки, которые Фрэнк наколдовывает вопреки всем законам.
Атмосферно так.
58. Деревья умирают стоя
читать дальшеВот я с тех пор, как прочитала этот рассказ, всё думаю: хорошо, что Блэки поумирали к девяносто третьему, или плохо? Каково бы им было снова надеяться на то, что род продлится, а потом опять потерять эту надежду?
Очень яркая картина умирания. Было страшно. Может, потому, что мне близка эта проблема.
30. Подарок на Рождество
читать дальшеВсем одинаковые открытки, а близким людям подарки. Да, автор, кажется, я услышала, что вы хотели сказать.
Не совсем поняла пассаж с Обливиэйтом.
Очень понравилось, что ваза не простая, а из воспоминаний.
Спасибо.
59. Не заразно
Опять не мой юмор, ну что ж ты тут поделаешь

65. Жёлтая подводная лодка
читать дальшеХороший, достаточно гармоничный текст. Немного сюрреалистичный, но не настолько, чтобы нелюбителям сюра вроде меня было скучно читать.
И на удивление – для меня – не сладко-сиропный. Грамотно сделано, не без огрехов, но хорошо. Атмосферно опять же. Скорее всего, я этот текст запомню.
Недалеко от топа. Рядом практически.
60. Тоже праздники
читать дальшеСказка, почти притча с терпким привкусом. Написано недостаточно хорошо, но заставляет задуматься. Про опустевший дом и настроения среди гномов – очень хорошо сделано, спасибо.
Как ни странно, вот эта мелочёвка, сильно недоделанная в техническом смысле, получилась по-настоящему социальной. И злободневной даже.
66. Последнее Рождество

69. Лучше гор могут быть только...
читать дальшеИстория про дружбу и горы, достаточно незамысловатая и непонятно зачем вписанная в ГП. Точнее, не вписанная, так, наспех вставленная. По-моему, написать о дружбе в ГП можно было и без гор, которые тут как Эверест посередь конопляна поля, а о дружбе и горах можно (и нужно) было написать без ГП, который тут не пришей кобыле хвост.
@темы: БФ
очень люблю про скрытые смыслы!
Ну, про скрытые смыслы, конечно, лучше автора никто не скажет, я пишу только о том, что увидела в фике.
когда у меня видят больше, чем я осознанно вкладывала, я всегда очень радуюсь
Но мне, как автору, всегда интересно, что видят в моём тексте читатели. Надеюсь, им тоже будет интересно, что вижу я.
А ещё можно интересно подискутировать, по поводу видения это как-то перспективнее, чем по поводу запятых
а вот мне наоборот кажется, что этот незнакомец НЕ помочь хотел, а нажиться. Да и хозяин лавочки думал прежде всего о своей выгоде, там это в тексте очень четко читается, ну, для меня, так скажем, прямым текстом. И разрядка артефакта - такая, в мировой эфир, с надеждой на рождение нового человека от этой силы - намного более по-христиански и по-рождественски, и справедливо.
– Если быть искренним, то я могу признаться – мне все-таки хочется, чтобы артефакт сработал, – мистер Каммель задумчиво разглядывал пунш на свет. (с)
То есть я это восприняла так - даже через обычное в общем для постороннего им человека стремление к выгоде прорывается просто желание, чтобы сбылось. Хотя, ИМХО, нет ничего дурного в том, чтобы хотеть себе пользы от того, что с риском для себя помог посторонним людям. Которые, кстати, даже книгу не купили.
вот
длинная цитата
Видишь ли, я не вижу ничего плохого в том, что посторонний им человек хочет на них нажиться. Он не обязан им бескорыстно помогать. Он им вообще ничего не должен. Нет ничего плохого в том, чтобы захотеть сделать коммерцию и получить пользу. И тем не менее, некое смутное желание, чтобы всё у них получилось, у него есть, оно проступает сквозь такое естественное в этой ситуации желание выгоды. И это важнее. Христианская мораль: человек может всю жизнь быть разбойником, в конце жизни спасти жизнь ребёнку - и ему простятся грехи.
Суть в том, что их желания, их мотивации не должны зависеть от его мотиваций.
Продавец редких книг, как показалось автору, поначалу воспринял ситуацию, как "только бизнес, ничего личного*. То есть он был готов как к тому, что артефакт сработает, так и к тому, что не сработает. И в этом случае он получит свой маленький гешефт. Но у него, как и всякого Мастера, все-таки есть любовь к искусству. И восхищение незамутненными порывами. Поэтому ему хочется, чтобы сработало.
Но срабатывает в итоге не артефакт, а...Мироздание, что ли. И вместо того, чтобы возникнуть иллюзии, приходит Фред.
"Незнакомец" в осенней мантии, по мысли автора, "навел" путем дабудьонаниладна легиллименции трио на мысль обратиться к этому человеку. Увы, автору не хватило времени все это толком прописать, но автор сам виноват.
Гермиона разряжает артефакт не потому, что не хочет отдать эту силу его создателю, а как ни странно, по сути по незнанию - потому что трио было настолько увлечено своей идеей, что (ну, пните кто-нибудь еще за ООС Гермионы) она "не прочла то, что мелким шрифтом", а Мастер им не сказал. Она просто взяла артефакт в руки, а он разрядился сам.
Вообще автора примерно так за час до полуночи
Продавец редких книг, как показалось автору, поначалу воспринял ситуацию, как "только бизнес, ничего личного*. То есть он был готов как к тому, что артефакт сработает, так и к тому, что не сработает. И в этом случае он получит свой маленький гешефт. Но у него, как и всякого Мастера, все-таки есть любовь к искусству. И восхищение незамутненными порывами. Поэтому ему хочется, чтобы сработало.
Но срабатывает в итоге не артефакт, а...Мироздание, что ли. И вместо того, чтобы возникнуть иллюзии, приходит Фред.
"Незнакомец" в осенней мантии, по мысли автора, "навел" путем дабудьонаниладна легиллименции трио на мысль обратиться к этому человеку. Увы, автору не хватило времени все это толком прописать, но автор сам виноват.
Почему автор виноват? В чём автор виноват? Я именно так это и прочитала.
Гермиона разряжает артефакт не потому, что не хочет отдать эту силу его создателю, а как ни странно, по сути по незнанию - потому что трио было настолько увлечено своей идеей, что (ну, пните кто-нибудь еще за ООС Гермионы) она "не прочла то, что мелким шрифтом", а Мастер им не сказал. Она просто взяла артефакт в руки, а он разрядился сам.
Ммм, а вот тут глюк. Она, не ожидая того, разряжает артефакт - и тут же понимает, что произошло? Вотпрямсразу? Она объясняет произошедшее так, как будто всегда знала, что так и будет, и ничего неожиданного для неё не произошло.
человек может всю жизнь быть разбойником, в конце жизни спасти жизнь ребёнку - и ему простятся грехи
ой, вот кстати, если с этой точки зрения, то как раз так оно и получилось! считай, что он вместо своего маленького гешефта подарил жизнь ребенку....
Автор 34
вот кстати этого незнакомца я вообще не поняла. То есть, что наводчик, это было ясно, но вопрос, кто такой и какого хрена ему надо, грыз с первого появления и не вполне исчез после процитированного разговора - потому что ну врядли же так уж часто у них такие случаи, чтобы постоянно в такой связке работать. То есть скорее опять же совпадение.
(ну, пните кто-нибудь еще за ООС Гермионы) она "не прочла то, что мелким шрифтом"
а мне как раз очень понравился этот нюанс, что она прочитала мелкий шрифт в инструкции, но не прочитала самый мелкий в примечаниях в конце книги
Кстати, автор, меня не удивило, что она не прочла мелкий шрифт в конце книги, я бы тоже не догадалась
ну Мироздание подарило
а я нет. я вообще не поняла чего он бродил и чего он хотел. потому с удовольствием прочту более развернутый вариант. Т.е я поняла что чего-то добивался - но чего не въехала совсем.
т.е согласна с просто Алисия.
ой, вот кстати, если с этой точки зрения, то как раз так оно и получилось! считай, что он вместо своего маленького гешефта подарил жизнь ребенку....
они это все вместе сделали. и это меня особенно тркнуло. хотели доброе дело, а получили даже два...
мелкий шрифт в конце книги
таки да - даже не всякий юрист догадается
Она объясняет произошедшее так, как будто всегда знала, что так и будет, и ничего неожиданного для неё не произошло. - ну типа догадалась *пинает себя за ООС, раз больше никто не хочет*
просто Алисия ставочки-то будут?)))
я просто о тем, что тебе показалось несправедливым, что человек не получил своей платы, а мне, наоборот, такой расклад кажется здесь более справедливым
просто Алисия, ну мы тут немного с разных позиций смотрим, я думаю.
в фике вы хотели об эжтом поговорить неуместное снарри под омелой. а так.... я ожидал большего.
Автор фика № 2 уже три раза перечитал Ваш отзыв, потому что Ваш отзыв прекрасен! Просто мечта для автора
Многим читателям не хватило подоплеки и обоснованности. Mea culpa, и я все эти дни мучительно думаю, стоит ли дописывать/переделывать. Склоняюсь к мысли, что не стоит
Я не "сюжетник". Выписывать это АУ в большом миди/макси – только испорчу. Потеряется атмосфера и то, что Вы отметили, "Вывернуть же всё можно и так", и эдак, а для меня это было очень важно
И я рада, что при всей "невыписанности" АУ, Вам "рассказ не показался ориджем". Бальзам на авторское сердце
Северус, изначально не любящий Гарри, начиная заботиться о нём, рано или поздно начнёт его любить – как умеет, конечно.
Не сильно заботясь о моральном воспитании и всё же давая ребёнку любовь. Столько, сколько может.
Если бы меня спросили – о чем этот фик? Я бы ответила: о любви.
Банально, конечно
Автор обалдел, в счастье и глупо улыбается.
Спасибо вам за добрые слова, развернутый отзыв и подтверждение тезиса, что "красота в глазах смотрящего". Кто только чего в моем фанфике не увидел, согласно собственному опыту и складу сознания. Кто-то "ниасилил", кто-то запутался в именах, кто-то счел пафосным,кто-то "йумором". Кто-то (особенно в ф-ленте, похвалил, но на то и ф-лента. конкурс хоть и анонимный, а люди подбираются по духу бликие). Невероятно приятно, что есть и такие чудесные отзывы, как ваш. Не из ленты, не из группы близких товарищей, а "просто так".
Спасибо.
Мерси.
№36