Во всём виновата
Сходила на дни японской культуры в Киеве. Хотите поговорить об этом?Прямо даже не знаю, с чего начать. У меня буря впечатлений и странная иллюзия, что я что-то поняла.
Там было очень много всего. Оружие (в т.ч. аутентичный доспех), кимоно (в т.ч. одно, которому что-то около 550 лет), чайная церемония, оригами, электромобиль Мицубиши - вроде всё стандартно. Я слонялась по павильону, а потом просто с размаху впечаталась в японскую культуру, в Японию - и не могла отойти.
Я уже даже подробностей не помню. Но кажется, всё началось с крохотной экспозиции - не знаю, как назвать правильно. Там висел список префектур и на столе стояли всякие... не знаю, фнячки. Из разных префектур, с подписями. Бумага для оригами. Зеркальце. Крохотный ящичек-головоломка. Ну, вы поняли. И вишенкой на торте - стрелочка, откуда надо начинать осматривать эту экспозицию, то есть с каких префектур изучать. Это было так... Нет, я не могу это сформулировать. Просто я провалилась туда. Добила меня экспозиция каллиграфии, потрясающая штука. Я смотрела, и внутри меня кто-то категоричный кричал: но постойте, это же некрасиво! Почему этим так восхищаются? А потом я поняла, почему. Не знаю, насколько правильно поняла, но мне стало легче
О выводах я потом поговорю.
А потом я пошла поудивляться, какого чёрта на выставке японской культуры украинский мальчик поёт "Рідна мати моя". Так и не поняла, но у них там был такой порядок: выступает кто-то из наших с чем-то совершенно нашим (обычно довольно убого), а потом выходит японец. Так, после этого мальчика тануцевали балетную партию японец и японка. Я смотрела и не могла понять, что не так. Вроде хорошие ребята, но в их движениях была такая неуверенность и такая чуждость, как будто передо мной ученики. Хм. И действительно, дали бы им, что ли, в этом японском окружении станцевать что-то, я не знаю, более своё. Я стоически вытерпела мерзко кривляющуюся девчонку с "Чом ти не прийшов", потому что чуть в стороне неторопливо разминалась японка. Стройная, очень красивая, в белом платье: на плечах простые шлейки, юбка "солнышко".
Она танцевала даже не под японскую музыку. Но это было что-то совершенно неправильное с нашей точки зрения, и одновременно настолько прекрасное, я, наверное, никогда этого не забуду. Наши танцуют как? Позами тела и движениями рук и ног. Я упрощаю, конечно, но это то, что в основе. Она танцевала всем телом, руки-ноги в этом танце играли совершенно не бОльшую роль, чем, скажем, левый бок. И платьем она танцевала тоже. Не только юбкой, как это делают наши. Я не знаю, как объяснить, простите. Но вот тут, как мне кажется, я и начала понимать.
Для нас танец - это последовательность красивых поз, объединённых красивыми движениями. Я опять же упрошаю, я понимаю всё, выражение эмоции, душа танца, да. Но эстетичность каждого движения, каждой позы очень важна. Японцы об этом не задумываются вообще. Танец должен быть не красивым сам по себе, а выражающим тот смысл, который в него вкладывают. И вот в этом и будет состоять красота. Отдельное движение ничего не значит в этом смысле, оно должно быть не красивым, а наполненнным - смыслом, эмоцией. И гармонирующим с остальными. Это особенная красота, но она совершенно перпендикулярна нашему пониманию прекрасного. В общем, тут-то я и попала в сети японской эстетики
Потом мы ещё посмотрели на айкидо. Там забавно было. Наши ребята выступали, хорошо выступали, эффектно, все дела. Но мне чего-то не хватало, я вообще придирчивая сволочь. Вздыхаю и говорю: это классно, но так бы хотелось посмотреть на настоящего японца, вот как они это делают. Выходит товарищ ведущий и говорит: а теперь специально для вас - сэнсэй, мастер какого-то там дана (я просто не расслышала в шуме) такой-то. И выходит это чудо. Ну вы поняли, да, по моему заказу
Естественно, невысокий, естественно, не очень молодой, среднего телосложения такой мужичок в очках. Люди, это был спектакль. Что он делал с нашими двумя бычками, это не передать было просто. И какое безграничное уважение они к нему испытывали. Ну, там было за что.
И что особенно важно - он не выпендривался на публику, он и это выступление превратил в урок. Почти безмолвный, но очень чётко различимый.
Перед началом выступления у него забрали очки. Когда эти самые очки ему возвращали, поклон был намнооооого более низким
Проникся мальчик. Потом он ещё что-то им объяснял, уже, так сказать, за кулисами.
А потом ребята, которые просто слоняются по павильону и всех приглашают, сказали нам, что наверху будет лекция про японскую флейту. Ну, мы и пошли. И там снова то же самое: не красота звука в смысле чистота, изящество, гармоничность мелодии, а наполненность звука смыслом. Звук как хлопок одной ладонью, звук как путь к просветлению, путь внутрь. И опять - играет всё, даже те звуки, которые в нашей музыке - посторонние шумы. Звук дыхания, скрип бамбука, всё что угодно вплетается в пьесу. Забавно, что ведущий с большим трудом подбирал слова, было видно, что он привык выражать свои мысли и чувства по-другому.
Больше в меня, наверное, ничего уже не могло бы влезть. Мы пошли домой. Но если кому из киевлян интересно, то завтра экспозиция ещё есть, Экспоплаза на Нивках, вход для взрослого 35 гривен, с двумя взрослыми можно бесплатно провести одного ребёнка (а вообще детский билет стоит 10 гривен). Детей до 7 лет пускают бесплатно в любых количествах, но, как на мой взгляд, делать им там особо нечего. Если они не японцы разве что
В общем, я очень хорошо поняла, почему так много людей фанатеют по Японии. Она того стоит.
Я понимаю, что совпадение забавное, но именно сегодня утром прекрасный юный фигурист Юдзуру Ханью побил мировой рекорд по короткой программе. Как по заказу.
Там было очень много всего. Оружие (в т.ч. аутентичный доспех), кимоно (в т.ч. одно, которому что-то около 550 лет), чайная церемония, оригами, электромобиль Мицубиши - вроде всё стандартно. Я слонялась по павильону, а потом просто с размаху впечаталась в японскую культуру, в Японию - и не могла отойти.
Я уже даже подробностей не помню. Но кажется, всё началось с крохотной экспозиции - не знаю, как назвать правильно. Там висел список префектур и на столе стояли всякие... не знаю, фнячки. Из разных префектур, с подписями. Бумага для оригами. Зеркальце. Крохотный ящичек-головоломка. Ну, вы поняли. И вишенкой на торте - стрелочка, откуда надо начинать осматривать эту экспозицию, то есть с каких префектур изучать. Это было так... Нет, я не могу это сформулировать. Просто я провалилась туда. Добила меня экспозиция каллиграфии, потрясающая штука. Я смотрела, и внутри меня кто-то категоричный кричал: но постойте, это же некрасиво! Почему этим так восхищаются? А потом я поняла, почему. Не знаю, насколько правильно поняла, но мне стало легче

А потом я пошла поудивляться, какого чёрта на выставке японской культуры украинский мальчик поёт "Рідна мати моя". Так и не поняла, но у них там был такой порядок: выступает кто-то из наших с чем-то совершенно нашим (обычно довольно убого), а потом выходит японец. Так, после этого мальчика тануцевали балетную партию японец и японка. Я смотрела и не могла понять, что не так. Вроде хорошие ребята, но в их движениях была такая неуверенность и такая чуждость, как будто передо мной ученики. Хм. И действительно, дали бы им, что ли, в этом японском окружении станцевать что-то, я не знаю, более своё. Я стоически вытерпела мерзко кривляющуюся девчонку с "Чом ти не прийшов", потому что чуть в стороне неторопливо разминалась японка. Стройная, очень красивая, в белом платье: на плечах простые шлейки, юбка "солнышко".
Она танцевала даже не под японскую музыку. Но это было что-то совершенно неправильное с нашей точки зрения, и одновременно настолько прекрасное, я, наверное, никогда этого не забуду. Наши танцуют как? Позами тела и движениями рук и ног. Я упрощаю, конечно, но это то, что в основе. Она танцевала всем телом, руки-ноги в этом танце играли совершенно не бОльшую роль, чем, скажем, левый бок. И платьем она танцевала тоже. Не только юбкой, как это делают наши. Я не знаю, как объяснить, простите. Но вот тут, как мне кажется, я и начала понимать.
Для нас танец - это последовательность красивых поз, объединённых красивыми движениями. Я опять же упрошаю, я понимаю всё, выражение эмоции, душа танца, да. Но эстетичность каждого движения, каждой позы очень важна. Японцы об этом не задумываются вообще. Танец должен быть не красивым сам по себе, а выражающим тот смысл, который в него вкладывают. И вот в этом и будет состоять красота. Отдельное движение ничего не значит в этом смысле, оно должно быть не красивым, а наполненнным - смыслом, эмоцией. И гармонирующим с остальными. Это особенная красота, но она совершенно перпендикулярна нашему пониманию прекрасного. В общем, тут-то я и попала в сети японской эстетики

Потом мы ещё посмотрели на айкидо. Там забавно было. Наши ребята выступали, хорошо выступали, эффектно, все дела. Но мне чего-то не хватало, я вообще придирчивая сволочь. Вздыхаю и говорю: это классно, но так бы хотелось посмотреть на настоящего японца, вот как они это делают. Выходит товарищ ведущий и говорит: а теперь специально для вас - сэнсэй, мастер какого-то там дана (я просто не расслышала в шуме) такой-то. И выходит это чудо. Ну вы поняли, да, по моему заказу

И что особенно важно - он не выпендривался на публику, он и это выступление превратил в урок. Почти безмолвный, но очень чётко различимый.
Перед началом выступления у него забрали очки. Когда эти самые очки ему возвращали, поклон был намнооооого более низким

А потом ребята, которые просто слоняются по павильону и всех приглашают, сказали нам, что наверху будет лекция про японскую флейту. Ну, мы и пошли. И там снова то же самое: не красота звука в смысле чистота, изящество, гармоничность мелодии, а наполненность звука смыслом. Звук как хлопок одной ладонью, звук как путь к просветлению, путь внутрь. И опять - играет всё, даже те звуки, которые в нашей музыке - посторонние шумы. Звук дыхания, скрип бамбука, всё что угодно вплетается в пьесу. Забавно, что ведущий с большим трудом подбирал слова, было видно, что он привык выражать свои мысли и чувства по-другому.
Больше в меня, наверное, ничего уже не могло бы влезть. Мы пошли домой. Но если кому из киевлян интересно, то завтра экспозиция ещё есть, Экспоплаза на Нивках, вход для взрослого 35 гривен, с двумя взрослыми можно бесплатно провести одного ребёнка (а вообще детский билет стоит 10 гривен). Детей до 7 лет пускают бесплатно в любых количествах, но, как на мой взгляд, делать им там особо нечего. Если они не японцы разве что

В общем, я очень хорошо поняла, почему так много людей фанатеют по Японии. Она того стоит.
Я понимаю, что совпадение забавное, но именно сегодня утром прекрасный юный фигурист Юдзуру Ханью побил мировой рекорд по короткой программе. Как по заказу.
@темы: наши приключения
Очень!
Так странно читать о своих впечатлениях о Японии от другого человека
СЮРприз*, ага. Как будто каждый предмет существует, чтобы можно было получше разглядеть его суть.
именно сегодня утром прекрасный юный фигурист Юдзуру Ханью побил мировой рекорд по короткой программе
Да!
Но японский пьедестал на первом этапе гран-при - тоже хорошо.
Ох, да...
Но японский пьедестал на первом этапе гран-при - тоже хорошо.